Юридические услуги

Защита прав потребителей

Права потребителя

Защита прав потребителя

Что делать если Ваши права потребителя нарушены

Куда обращаться если нарушены Ваши права потребителя

Наша помощь по восстановлению и защите прав потребителей

«..капитал при 100 процентах прибыли попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».

Томас Джозеф Даннинг 1860г.

Права потребителя и необходимость их защиты государством

В условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции для производителей и продавцов товаров, исполнителей работ и услуг главной целью является величина прибыли, которая равна разнице между себестоимостью и ценой продажи. Цена продажи ограничивается конкуренцией, а себестоимость объективными факторами, в числе которых находится качество товаров, работ и услуг. Самым простым способом уменьшения себестоимости является снижение качества товара, работ и услуг с последующим введением в заблуждение потребителя относительно их потребительских свойств.

Для пресечения подобных действий производителей и продавцов товаров, исполнителей работ и услуг требуется государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей. В условиях глобализации мировой экономики и торговли на международном уровне сформулированы основные принципы защиты прав потребителей,   приняты международные акты в этой сфере и в большинстве стран мира приняты законы, защищающие права потребителей.

Защита прав потребителя

Защита прав потребителей (ЗПП) – это ветвь гражданского права, регламентирующая правоотношения между потребителями и продавцами при продаже товаров, исполнителями при оказании услуг (выполнении работ), изготовителями, импортерами, устанавливающая права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В 1992 году в России был принят Закон о защите прав потребителей, составляющий вместе с Гражданским кодексом РФ правовую основу в области защиты прав потребителей. Впоследствии были приняты целый ряд федеральных законов уточняющих, изменяющих и конкретизирующих положения Закона о защите прав потребителей, а так же около трех десятков Постановлений правительства, множество иных нормативно правовых актов число которых непрерывно растет.  В настоящий момент правовая область защиты прав потребителей представляет собой самостоятельную сложную ветвь гражданского права России.  

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ В РФ:

ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ЗАЩИТЕ ЕГО ПРАВ В СУДЕ

Закон о защите прав потребителя определяет преимущественное положение потребителя при защите его прав в отношениях с продавцом (исполнителем, изготовителем), это преимущество выражается в следующих аспектах:

 1. Упрощен доступ к правосудию при защите прав потребителя, это:

а) Расширенное право выбора у потребителя территориальной подсудности (по месту жительства, по месту заключения договора, по месту нахождения организации или ее филиала). По общему правилу подсудности иск подается по месту нахождения ответчика, что являлось бы серьезным препятствием, например, если фирма продавец зарегистрирована в другом регионе.

б) Потребитель освобожден от обязанности уплаты государственной пошлины в суд при цене иска до одного миллиона рублей, а при цене иска свыше миллиона размер госпошлины значительно меньше в сравнении с обычным гражданским иском.

2. Повышенная ответственность за нарушение прав потребителя для продавцов, изготовителей и исполнителей, это:

а) Высокий размер неустойки за просрочку выполнения требований потребителя, равный одному проценту в день;

б) Запрет на включение в договор условий о снижении неустойки и других условий ущемляющих права потребителя;

в) Штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя;

г) Запрет судам на произвольное снижение неустойки по ст.333 ГК РФ.

Кроме перечисленных, закон так же закрепляет за потребителем множество иных прав, в том числе право на возмещение морального вреда и убытков.

Что делать если Ваши права потребителя нарушены

Несмотря на то, что Закон о защите прав потребителя не обязывает истца соблюдать досудебный порядок решения спора, юристы компании Представитель24 рекомендуют все же начать именно с внесудебного урегулирования вопроса. Без соблюдения досудебного порядка ухудшается процессуальное положение потребителя так как существует множество прецедентов возвращения судами исков, если досудебный порядок не соблюден, кроме того невозможно доказать сроки для расчета неустойки и снижается вероятность взыскать штраф при не исполнении продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке требований потребителя. Нельзя забывать, что досудебный порядок урегулирования спора является обязательным, если таковой предусмотрен договором, в этом случае суд гарантированно вернет исковое заявление.  

Досудебный или претензионный порядок урегулирования спора заключается в направлении претензии продавцу (изготовителю, исполнителю) в которой, в соответствии с Законом о защите прав потребителя, должны быть четко сформулированы, какие именно права потребителя нарушены, какие действия и в какой срок Вы требуете выполнить от другой стороны.

Претензия будет являться доказательством в суде, только если она была направленна в письменном виде и у потребителя останется на руках экземпляр с отметкой о получении уполномоченного лица организации, нарушившей права потребителя. Если такой отметки получить не удалось, претензию необходимо отправить по почте письмом с уведомлением о вручении.

На претензионном этапе необходимо учитывать, что продавец (исполнитель, изготовитель) будет пытаться минимизировать свою ответственность и финансовые потери, имея опыт, значительные ресурсы, возможно юристов в штате, он может эффективно противодействовать восстановлению ваших прав. Например, использовать фиктивный юридический адрес, подставные фирмы и иные незаконные и законные способы уклонения от ответственности. Нейтрализовать подобные действия без юридической помощи обычно для потребителя невозможно. Так же продавцы и исполнители активно используют  незнание потребителем положений закона. Например, при обнаружении недостатка в товаре, продавец не предоставляет ему права выбора удобного варианта решения, а навязывает ему свой. Так вместо возврата денег осуществляется замена на другой товар (такого же низкого качества), либо ремонт, что в последствии значительно ухудшает процессуальное положение потребителя и идет вразрез с его интересами.

При невыполнении продавцом (изготовителем, исполнителем) требований о восстановлении нарушенных прав потребителя, следующим этапом является обращение в суд.

Куда обращаться, если нарушены Ваши права потребителя

Если перечислять все варианты, то они выглядят так:

В последние три из перечисленных инстанций обращаться практически не имеет смысла.

В Полицию стоит обращаться только при наличии факта преступления предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

При обращении в Прокуратуру Вы только потеряете время, так как Ваше обращение будет принято и перенаправлено в Роспотребнадзор. Прокуратура это надзирающий орган над другими правоохранительными органами и, по сути, ваше обращение будет не по адресу.

Роспотребнадзор не наделен для отстаивания Ваших интересов достаточными полномочиями и возможностями, да и мотивацией тоже, (например, о проверке необходимо заблаговременно уведомить, при отсутствии руководителя сотрудники не имеют права проводить проверку и проникать в служебные помещения и т.д.), результатом обращения в Роспотребнадзор будет долгая ни к чему не ведущая переписка или небольшой административный штраф для нарушителя.

Отдел по защите прав потребителя при муниципальной администрации, а так же общественные организации или объединения по защите прав потребителей, возможно оптимальное решение для обращения. Но есть небольшой нюанс, который заключается в том, что согласно ст.13 ФЗ О защите прав потребителей «Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам». Без участия указанных организаций, штраф взыскивается в пользу потребителя, а штрафы по этому закону, нужно отметить, представляют из себя значительные денежные суммы. 

Обращение непосредственно к нарушителю и в суд без юридической помощи влечет за собой риск значительного снижения объема восстановленных прав, и взысканных средств, вплоть до полной потери возможности получения положительного решения.  

При обращении за юридической помощью к юристу или адвокату необходимо будет понести затраты в качестве выплаты гонорара представителю, но этот гонорар входит в судебные издержки и взыскивается с ответчика.

Наша помощь по восстановлению и защите прав потребителей

 Юридическая компания «Представитель 24» осуществляет защиту нарушенных прав потребителей в досудебном и судебном порядке оказывает юридическую помощь на этапе исполнительного производства, все судебные расходы взыскиваются с виновной стороны. Юристы нашей компании обладают значительным опытом и обширной юридической практикой в области защиты прав потребителей.

     За юридической помощью Вы можете обратиться сейчас, онлайн или по телефону, либо в офис компании предварительно согласовав время вашего визита.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ СЕЙЧАС

Ваш номер телефона или e-mail используется только для ответа на Ваш вопрос